help_support

Электронный век

Чукотка день 3
help_support

Проснулся в 6 утра, с целью побродить пофотографировать. Рассветное солнце с двух часов ночи давало прекрасные тени. Но, пройдясь по оврагам - понял, что жители Углей еще спят, а их собаки - нет. Стал переживать, как-бы спросоня меня не приняли за медведя и не стрельнули в меня из окна. С этими переживаниями побрел «домой» и стал собираться.

Хозяйка квартиры - очень милая женщина и прекрасный человек ( не забудьте про скидку, Вы обещали ) довезла нас в аэропорт и пожелала доброго пути. Перекрестила и также пожелала удачи, добавив «Она вам понадобится».

В аэропорту нас встретил Евгений Басов - известный путешественник, медийная персона и .. блоггер, как он сам себя называет. С Женей я познакомился пару лет назад, на выставке туризма - он рассказал про Чукотку и продал задорого книгу про свои путешествия, предварительно подписав ее своим именем.

Женя пишет рассказы про Чукотку, организует путешествия разного уровня по Чукотке и занимается популяризацией туризма. А также - ходит в одиночные походы, пешком и на  лыжах. По 200-300 километров. В его квартире, вместо обоев висят карты. А те, которые не поместились на стену - занимают целый шкаф.

Он может договорится хоть с медведем, хоть с камнем, хоть с чиновником. По его слову восходят солнце и луна, о нем слагают легенды суровейшие морские охотники, а для нас он даже приблизил Аляску километров на 20 (то есть - весь Северо-Американский континент). Женя умеет читать чужие мысли и записывает их ручьями на сопках. Там где он проходит - тает снег и расцветают цветы. Мы один раз, даже чуть не утопли в реке, когда шли за ним.

Эти путешествия могут быть vip уровня (насколько этот термин применим к Чукотке) - когда вас возят на самолетах и вертолетах, так и почти бесплатными - пешие походы, от равнинных до экстремальных в горы. В первом случае ценник будет, понятно, космическим - здесь все дорогое.

В первую очередь это горючее - чтобы добраться из точки А в точку Б - без транспорта сделать сложно, если не пешком. И, это самолет, вертолет или вездеход (вахтовка) - другой транспорт тут не пройдет. Дороги есть далеко не между всеми населенными пунктами.

Часто слышал от «цивилизованных» - «как же так, а почему не проложат дороги»? Отвечаю: их смоет через год.

Какие угодно, как угодно - смоет или сдвинет ледником. Возможный, наверное, вариант - ставить сваи, глубиной метров 10 и толщиной метр - и класть дорогу в двух метрах от земли. И то - вряд ли это сильно поможет, да и метр такой дороги будет стоить как десятиэтажный дом на материке.

Третьим был мой сын Антон. В 12 лет (или 13, не помню) это достаточно крутое путешествие и, надеюсь, запоминающееся. Здесь есть чем гордиться и хвастаться сверстникам. Около 100км пешком с рюкзаком по тундре и сопкам; видел кита вблизи, гонял медведя взглядом, встречал рассвет на радиоактивной свалке.

Четвертая  путешественница - девушка Лена, из Анадыря. Как ни странно - программист. Нежная и хрупкая на вид, она прошла весь нелегкий путь, и в отличии от меня, даже ни разу не выругалась, что ставит ее в один ряд с людьми крайне высокой добродетели.

Таким образом, для нашей легкой прогулки подобралпсь прекрасная компания: блоггер, девушка, ребенок и москвич (здесь это ругательство, как и в большей части нашей страны).

В аэропорту банкомат известного банка с зеленым логотипом - находится возле чучела огромного медведя, убитого охотниками несколько лет назад. Много думал - случайность это, или совпадение.

Пройдя различные сканеры, погрузились в самолет. Я решил взять бизнес-класс, и сидел на первом ряду, наслаждаясь видом пропеллера из иллюминатора и видом грузового отсека, передо мной, завешенного сеткой.

Зажглось табло «пристегните ремни» и «не курить». Я машинально щелкнул застежкой ремня и потушил сигару об коленку. Путешествие начиналось...

Старенький самолет, жужжа пропеллерами, набрал 5км и, пролетев через заснеженные горы, озера и равнины, приземлился в поселке Лаврентия, черканув колесами шасси по грунтовой посадочной полосе. Летчикам не хлопали, просто сказали «спасибо», когда он прошел из кабины на выход через салон. Проверили документы.

Огромный трактор ковшем зачерпнул чемоданы и рюкзаки, и не спеша повез их к воротам аэродрома.

Я завороженно смотрел на это действо, когда меня аккуратно тронул за локоть молодой человек, неприметной наружности и тихо прошептал «гражданин, пойдемте побеседуем».

Двое служителей культа ФСБ минут двадцать распрашивали нас о цели прибытия, маршруте следования, наши фамилии, имена, явки, пароли и сколько стоит такой тур. В конце, они дали нам подписать бумагу, где мы соглашались с тем, что не будем пересекать границу Российской Федерации (видимо очень надеялись, что никогда не будем, ибо им нельзя, и завидовали нам).

Надо добавить, что абсолютно все сотрудники спецслужб, которых мы встретили - совершенно прекрасные ребята - добрые, человечные. Но необходимость выполнения недоработанных приказов, и частичное отсутствие координации между сотрудниками - превращает все это в комично-туповатое действо. Повторюсь - при том, что по-отдельности, каждый из ребят - совершенно крут и мы прекрасно пообщались вне их работы.

По окончании интервью, мы, наконец, вышли от служителей культа и сели в прокаченную «буханку». Суровый водитель Буханки хмуро поинтересовался нафига мы приперлись на Чукотку и есть ли у нас с собой ружье. На половине дороги он вспомнил, что забыл права и пришлось возвращаться обратно.

Нашим попутчиком был паренек, который приехал на полгода - писать диссертацию о жизни моржей. Мы поговорили о моржах и фсбшниках и чукчах и Америке и приехали в поселок Лорино.

Лорино - крупнейший зверобойный поселок, китобойная столица России, с населением около 1500 человек. С древних времен местное население Чукотки бьет моржей и китов. Киты занесены в Красную книгу, но оказалось, что чукчи - тоже занесены в книгу, и китов добывать им разрешили.

Моржей и китов - едят. Китов - сразу, особенно ценится кожа кита - мантак, являясь деликатесом круче черной икры. Моржей - едят не сразу. Их мясо заворачивают в их кожу, зашивают в кымгыт и сбрасывают  в земляные ямы с кровью - для брожения в течении долгого времени. Получается национальное чукотское блюдо - копальхен - источник белка и микроэлементов для чукчей. Для остальных - источник батулы (бактерии, вызывающей ботулизм, трупного яда и смерти в мучительных корчах от грамма такого мяса.

Находящаяся рядом песцовая ферма делала данный поселок - кошмаром зооактивтстов. Гринпис весь бы повесился, не выдержав подобного. Но, коренному населению разрешено все. Хотя, покраничники и зоологи постоянно контролируют все процессы добычи зверя.

Местные - крайне суровы. Питатся моржом и китом им необходимо для выживания - генетически привыкли так питаться. Без тухлого моржа, скорее всего, вымрут. Поэтому, Гринпис сюда особо не пускают. А если кто и приедет - океан глубокий, медведей в тундре много. Да и законодательно все разрешено, и за этим - строго следят. Жителям Аляски - потомкам чукчей, ушедших на Аляску тысячелетия назад, тоже разрешено бить кита и моржей.

К перепродаже разрешены только изделия из костей моржа. Китом же торговать запрещено, делая убийство ради наживы - бесполезным.

Сам поселок и люди производят приятное впечатление. Выносливы, суровы - realy cool - любят баскетбол. Люди слова и чести. Сказали - сделают. Но, ввиду специфики понимания времени и размерянного темпа жизни, выполнение обещания может затянуться на несколько суток. Сказали, что приедут в субботу - приехали в воскресенье. Сутки разницы - вообще ничто.

В поселке есть детский сад и школа - новая, не хуже, чем в крупных городах. Ведется строительство нового жилья и переселение из старых, еще советских домов.

Постоянно приезжают представители телевидения и журналисты со всего мира - снимать кино. Вот, режиссер Учитель скоро приедет на долгое время.

В связи с этим, растут цены на услуги, предоставляемые местными. В основном - лодочные перевозки.

Первыми жителями, кого мы встретили - были сотрудники ФСБ, которые нас сразу встретили (но относились уже попроще), проверили документы, переписали данные, уточнили маршрут следования и сообщили нам об ответственности за незаконное пересечение границы. «В этот раз не удастся, за нас серьезно взялись», подумал я, зарывая в яму с моржами акваланг, парашют и американскую визу.

Мы подошли к зданию администрации, с председателем которой была назначена встреча. Женя заранее договорился о нашей отправке на моторных лодках к месту выброски. Здание администрации было закрыто, так как председатель серьезно заболел - отравился накануне печеньем.

Также, мы узнали, что все лодки ушли, и вернутся через неделю. Поехали на базар за яйцами чаек.

Чаек мы попили с баранками, когда нас пустила внутрь заместитель председателя. Нам приказали долго ждать - что мы и сделали - пошли гулять по поселку, наслаждаясь альпийскими видами.

Через 5-6 часов лодки нашлись. Но, выросла цена в несколько раз.

Потому что.

В итоге, приехав в поселок утром, уехали мы только в 19 вечера, одев вообще все вещи, которые у нас были. Женщины и дети облачились в теплогидрокостюмы, заботливо предоставленные логистическим оператором Сашей.

Перед отправкой мы прошли инструктаж безопасности и... очередную беседу с ФСБ.

На лодках предстояло пройти около 200 километров, на что, по расчетам, отводилось 4-5 часов. Сама лодка - длиной около 5 метров. Рулевой пост в центре и скамейка по борту. Пятичасовая поездка по океану, с ледяным ветром и низкой ночной температурой - обещала быть занимательной.

Такое впечатление, что провожать нас пришел весь поселок. Не было только председателя, пожелав здоровья и скорейшего выздоравления которому, мы ринулись в путь на двух лодках (вторая - страховочная - если перевернется первая).

С этого момента, поездка перестала выглядеть простой прогулкой и пришло ощущение, что это не леса Подмосковья - а реально суровый Север. С ледяными водами двух океанов, медведями, россомахами, пронизывающим насквозь через душу ветром и водой - водой - водой, сочившейся изо всех щелей грунта, из-под каждого растения, камешка, травинки, как в малоизвестном фантастическом рассказе.

Шли «ночью», сопровождаемые шикарным закаторассветом.

В тот момент, когда стало казаться, что уже не выдержу от холода - показался мыс Дежнева. Сначала - узкой полосой суши, вырастая затем все больше и больше, сорвался наконец стаями птиц, птичьими базарами и океанским прибоем.

Как только мы пришвартовались к галечному пляжу, из-за мыса показался зодиак пограничников. Лодка подошла, и встала в километре от нас. За ней показался катер побольше, железный.

По мере того, как катер подходил, зодиак пододвигался все ближе и ближе. Наконец, от корабля отделился второй зодиак, подошел к первому и, пересадив людей, пошел в нашу сторону.

Все это время, мы стояли и смотрели, не смея пошевелиться, понимая, что скоро окажемся в плену у злобного пирата - Черной Бороды.

С борта, в чешуе, как жар горя, ловко спрыгнули восемь добрых молодцев, в черной форме морских офицеров, и целый час выясняли - кто мы, где мы, и как нас зовут, превращая ситуацию в фарс, в стиле одноименного фильма.

Наконец, мы поднялись в древнее поселение эскимосов - Наукан. Женя провел инструктаж: в древние жилища через дверь не входить - уважать древних эскимосских духов. Далеко не разбредаться - уважать свежий помет медведя, который попадался рядом с эскимосскими жилищами.

Уставшие и полусонные, мы заселились в балОк (маленькая изба без оконцев и дверцов), развели костер и поужинали тушенкой с макаронами. (Московский хипстер-веган питался отдельно, блюдами своей кухни).

Балок - деревянный домик, небольшого размера, с нарами или без. В нем можно лечь спать и часто есть печка. Балки разбросаны по всему русскому северу - лесам, рекам, озерам, и зайти пожить в нем может любой человек. Там часто есть еда, и хорошим тоном считается оставить что-то съестное от себя, в благодарность.

Проспали 10 часов подряд и встали в 14. Хотя, «ночь» здесь сейчас - понятие скорее календарное. Почти сутки светит солнце.